Концепции воспитательной работы
Концепция развития системы воспитания и социализации обучающихся ОГБПОУ «Ивановского технического колледжа».
Воспитательная система учреждения – это целостный социальный организм,
функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы действия, отношения) и обладающий такими интерактивными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.
Система воспитания и социализации личности в колледже охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь, разнообразную деятельность и общение за пределами учебного заведения, влияние социально-природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.
По существу система воспитания, восполняя функцию сборки целостного оформления образовательного пространства лицея, одновременно обеспечивает механизм внутреннего его саморазвития.
Большое внимание мы уделяем тому, чтобы наши выпускники были подготовлены к новымобщественным отношениям, социально защищены, нравственно устойчивы, социально закалены, чтобы противостоять разного рода соблазнам; должны быть подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности.
Выполнить такие задачи невозможно в рамках традиционной технологии – педагогики требований, основанных на внешней мотивации деятельности учащихся, на принуждении. В новой технологии ставка делается на внутриличностные факторы мотивации обучающихся, на присущие природные потребности саморазвития, на стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению. С этой целью мы придерживаемся взглядов на процесс воспитания и его сущность В.А. Караковского, Л.И. Новоселовой, Н.Л. Селивановой, которые подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом её развития. А это означает, что приоритет в работе воспитания отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
При построении системы воспитания и социализации личности в учреждении определены главные подходы в организации воспитательного процесса :
Синтез, двуединство процессов воспитания и самовоспитания, воспитательной и образовательной сфер в развитии личности при ведущей роли воспитания.
Личностный подход в воспитании и обучении: презумпция красоты, чистоты, талантливости личности обучающегося; отношения сотрудничества, сотворчества.
Деятельностный подход: формирование практических умений и навыков самосовершенствования, при которых творческие воспитательные воздействия на личность учащегося проверяются в деятельности, выступающей критерием истины.
Процесс социализации как последовательность разрешения возникающих перед личностью жизненных (социальных) проблем и присвоение опыта в достижении определенных целей.
При использовании вышеназванных подходов происходит интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности, крепнет взаимосвязь компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результатвного). Это важно потому, что целостное развитие личности учащегося может обеспечить лишь целостный воспитательный процесс.